Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход  
Ремонт велосипедов
ВЕЛОСЕРВИС ОВРУЧ
Понедельник
10.2.2025
21:33
Приветствую Вас Гость | RSS ВходРегистрацияГлавная








Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
200
   
Главная » 2010 » Июнь » 1 » Горный велосипед, или Mountain bike (МТБ)
23:18
Горный велосипед, или Mountain bike (МТБ)

Горный велосипед.

Одним из самых рапсространённых на сегоднящний день классов велосипедов,является горный велосипед.

Этот тип велосипеда специально приспособлен для нечеловеческих условий бездорожья,экстримальных

нагрузок и всего того,что неукладывается в голове и кажется практически нереальным.

Горный велосипед,
или Mountain bike (МТБ)
,сегодня самая популярная часть велоспорта.

Байк,представляющий класс,обычно имеет прочную раму со специфической геометрией,минимум одну подвеску (хардтейл-жёсткий хвост-только амортизированная вилка),упрочнённые колёса,широкие покрышки,прямой руль,набор передач (но при этом синглспид-единственная звезда вместо кассеты,тоже используются),надёжные тормоза.


Направление МТБ
предусматривает подразделение велосипедов на большое количество групп-каждая группа появилась из-за необходимости узкой специализации велосипеда,используемого в той или иной дисциплине горного велосипеда.

Направленность на определённую дисциплину объясняет существующие различия в видах горных байков.


Где-то требуются лёгкость и высокая посадка,и райдер должен развивать максимальную скорость,а где-то необходим просто байк-монстр,оборудованный полной подвеской с большим ходом,и соответствующей комплектацией-такой велосипед больше напоминает кроссовый мотоцикл без мотора.


Рама
любого горного байка резко отличается от рамы велосипеда другого класса.Как правило,она изготавливается из алюминия,а точнее-из различных сплавов алюминия (например, aluminium 7005),но это не единственный материал для рамы-встречаются также стальные рамы (из лигированных сталей),и даже- титановые рамы.Наиболее применяемы на данный момент алюминий и хром-молибден.

Подробнее о материалах и их свойствах вы сможете прочитать в соответствующей статье.


Рама горного велосипеда обычно усиленна в тех местах,где чаще всего происходят поломки-есть много способов упрочнения участка рамы.


В большинстве случаев,используются стандартные приёмы-например,на раму навариваются косынки или применяется технология
батинга
(Увеличение толщины стенок рамы,там где необходимо достичь прочности).
Рама может иметь различную геометрию-геометрия рамы,опять же,зависит от дисциплины МТБ,для которой байк разрабатывался.

Горные велосипеды делятся на
три основных класса (по строению рамы)-это:

1)Ригиды
-жёсткая рама,не имеющая подвесок-практически не используются на сегодняшний день,но для соответствующего типа катания подходят неплохо.Как правило,бюджетные модели.

2)Хардтейлы
-имеют амортизированную вилку.Ход вилки может быть как небольшим,так и огромным.

3)Двухподвесы
-помимо вилки с амортизатором оборудованы задней длинноходной подвеской.Если задняя подвеска имеет небольшой ход,то их также называют софттейлами.

На горных велосипедах устанавливаются упрочнённые обода-как правило,используются двойные обода на 36 спицах.Бюджетные модели оборудуются одинарными ободами,при этом одинарные обода применяются для общего уменьшения веса байка.


Самый распространённый размер колеса в МТБ-это 26",хотя 24" также используется довольно часто (обычно для жёсткого рубилова).


Покрышки используются различной ширины,и с различным протектором-для разных условий дороги и покрытия необходим свой тип.Система тормозов выбирается райдером-на данный момент,наиболее распространены на горных байках дисковые тормоза (механические и гидравлические),и Ви-брэйки-колодочные тормоза.Втулочные тормоза в МТБ не используются.Количество скоростей у горных велосипедов достигает 27,оно также как и всё остальное варьируется в зависимоти от дисциплины мтб.


Руль применяется либо прямой,либо частично v-образный (мотостайл)-райдер сам выбирает удобный руль для себя,но никогда в мтб не используются рули,напоминающие чёперные-т.е высокие и сильно изогнутые-такой руль не позволяет на 100% контролировать дорогу,а в мтб полный контроль над велосипедом очень важен.Педали устанавливаются как контактные,так и бесконтактные.Ростовка рамы горного велосипеда встречается также различная.


Распростарнены ростовки 14",16",18"-но это далеко не правило.


Ценовой диапазон горных велосипедов весьма различен:От 200 у.е и до бесконечности.Исходя из цены можно примерно прикинуть какой класс оборудования установлен на байке,и какого качества сам байк,но при этом нужно доверять магазину и знать,что он не распространяет подделки.


Тема подделок
на сегодняшний день актуальна как никогда.Большинство магазинов просто завалены китайскими велосипедами различных фирм,но горными они не являются.Однако,магазины,а особенно рынки,где нет квалифицированных кадров,вмыливают свои велосипеды,как крутые горные байки.Установленное на этих велосипедах оборудование-начиная от вилки и кончая самой рамой-просто качественно выполненный муляж.Эти велосипеды никогда не были и не будут МТБ-это чисто городские ,дорожные велосипеды,предназанченные для неспешных прогулок по паркам и небольших путешествий аля кросскантри,при этом и кросскантрийными эти велосипеды не являются.Как правило,амортизаторы не справляются,переключатели ломаются,колёса получают восьмёрки,а вилка или рама могут разлететься на кусочки после поездки на таком велосипеде в "родных" для него условиях.
Выполнение трюков и полноценное использование будут невозможны,и при неожиданной поломке можно получить серьёзную травму.Такие случая часто встречаются в велоспорте.

Настоящий горный велосипед всегда имеет общие характерные черты этого класса,о которых можно было бы написать ещё одну статью.Грубо говоря-он излучает уверенность всем своим видом.


Но не стоит особенно доверять внешнему виду,т.к его можно сделать любым и какой-нибудь убогий китайский байк может выглядеть тоже очень неплохо.


Тут некоторой гарантией является торговый лэйбл фирмы-если вы покупаете велосипед в магазине,имеющим лицензию на продажу,и на байке красуется такое название,как Stark,Norco,Haro и другие не менее известные гиганты велосипедной индустрии,то этому байку можно доверять,и рассчитывать,что он справится с нагрузками,для которых предназначен.


Сделав краткий обзор всего класса МТБ,следует остановиться на узконаправленных велосипедах,являющихся горными,но разработанных специально для применения в определённой дисциплине горного велосипеда-коротко говоря-рассмотреть для чего какой байк предназначается.


Вопрос специализации очень важен в МТБ,так как просчитывается каждая тонкость и от этого зависит как долговечность байка,так и здоровье райдера.Велосипед,являющийся горным,но не подходящий для данной дисциплины,будет помимо всего ужасно неудобен в использовании.


На данный момент,самые распространённые дсциплины в МТБ,а следовательно и типы байков,это
-

1)Кросскантри
-XC MTB-используются соответственно,кросскантрийные байки-этот стиль предусматривает покатушки по тропинкам в лесу,полям,путешествия,различные марафоны,гонки по пересечёенной местности-основная цель-это соревнования райдеров.Соревнуются в выносливости и скорости прохождения трассы.


Кросскантри подразделяется в свою очередь на

а) Эндуро-Enduro
(часто называют фрирайдом (кантрийным фрирайдом))-экстримальное направление в кросскантри.Катание по пересечённой местности,но без трюков и фишек.Основная цель-это опять же скорость и дальность дистанции.Если в экстримальных дисциплинах каждое препятствие является объектом для покатушек,то эндуро рассматривает это препятствие как должную часть своей дороги.

б) Само по себе кросскантри,о котором говорилось выше.


Известны такие стили как бэккантри (байкер сначала поднимается в горы и спускается на байке (не путать с даунхилом)) и апхил(байкер едет в гору сам и в этом смысл дисциплины).


Используются короткоходные подвесы и софттейлы,очень лёгкие,но как правило не прочные.Основной акцент производители делают на вес,а про прочность особенно не думают.


Байки для Эндуро соостветсвенно прочнее,чем их собратья для чистого кросскантри и выдерживают большие нагрузки.Используются рамы с высокой ростовкой.Колёса 26",не особенно широкие покрышки,но резина подбирается так,чтобы осуществлять максимальный контроль над велосипедом.

На велосипеде для кросскантри ,конечно же, нельзя катать никакой другой экстримальный стиль.

2)MTB Dirt Jumping
-Дёртджампинг-Дисциплина горного велосипеда,построеннная на выполнении трюков на дёртах.Дёрт-это препятствие определённого вида,заранее подготовленное.Чаще всего это насыпь из земли и глины,укреплённая как вариант брёвнами.



Трюк выполняется в полёте (после вылета),распространены различные бэкфлипы,тэйблтопы,супермены и подобное-далее райдер должен успешно приземлиться.

Используемый байк - хардтейл,не особенно длинноходная вилка,байк двольно тяжёлый,24 и 26 колёса,покрышки как можно шире.Также используются подвесы с ходом подвесок до 130 мм.Рама обычно не высокая и усиленная.Как правило,байк оборудуется одной передачей.


3)FreeRide
-дисциплина горного велосипеда,понимаемая как свободные покатушки.Об этом говорит само название стиля,достаточно перевести его на русский язык.Как правило,понятие фрирайд включает в себя несколько подстилей:




а)Классический фрирайд-райдер,забыв обо всём на свете,летит там,где ему хочется.Этот стиль объединяет и даунхил,и любой другой стиль,который заинтересует байкера.Обычно под классическим фрирайдом принято понимать спуск с горы или покатушки там,где нет подготовленной трассы.Байк-это либо навароченные длинноходный подвес,либо хардтейл с упрочнённой рамой и длинноходной вилкой.Вилка,как правило,двухкоронная.Колёса используются как 26",так и 24".

б)Дроппинг
-прыгание вместе с байком с больших,а порой просто огромных,высот.Используется преимущественно длинноходные подвесы,с широкой резиной,колёсами 24".На байк устанавливается двухкоронная вилка.



в)Норшор (NS) -Стиль появился в Канаде,и получил название по месту своего появления на свет,смысл стиля в том,что байкеры строят различные препятствия из дерева,обычно имеющие сложные формы,потом составляют эти препятствия в трассу-связку препятствий,и зажигают на всю катушку.На трассе встречаются деревянные качели,дропы,различные кольца,узкие участки,шириной буквально с покрышку и прочий полёт фантазии.Байки для норсшора считаются самыми универсальными.Как правило это или хардтейл,или подвес с большими ходами подвесок.



г)Слоупстайл-катание на мтб по специально подготовленным препятствием-дисциплина близкая к дёртджампингу,норшору.Одна из самых зрелищных дисциплин,так как объединяет трюки всех направлений.Этот стиль пришёл в МТБ из сноубординга,ацкая смесь всех самых жестких и сложных для выполнения трюков.Немыслимые по своему строению трассы,делают эту дисциплину одной из самых сложных в освоении.Основным используемым типом байка является подвес на широкой резине.



д)Урбан фрирайд - он же олд скул в стрите-опять же,ключевое понятие в стиле-это слово фрирайд-райдер выполняет любые интересные для него трюки в условиях города,используя для этого ландшафт города.Используемый байк-длинноходный подвес,либо хардтейл.

4)Триал
- дисциплина,предусматривающая преодалевание препятствий,причём препятствия эти весьма различны и на первый взгляд просто не реально с ними справиться.Касаться земли ногами при этом нельзя и нужно постоянно быть на байке.Основная идея здесь-это полное освоение прыжков и умение удерживать баланс.Триалистов очень легко узнать по стилю их езды и набору трюков,свойственных только им.Как правило,со стороны прыжок триалиста напоминает резкий рывок,приемущественно,он делает его с места.

Байк для триала очень легко отличить от любого другого мтб.Тут минимальная ростовка рамы,возможно отсутствие сиденья,исползуется жёсткая вилка (реже амортизированная),усиленно заднее колесо,т.к это основное колесо для триалиста,переднее же облегчено.Велосипед для триала должен быть очень лёгким,поэтому и комплектуется он соответствующим образом.


Разовидности триальных велосипедов-это
сток,мтб специально заточенный под триал и мод-байк,который и велосипедом уже страшно назвать-колёса 20" и полное отсутствие сиденья.В триале требуются хорошие тормоза-как правило устанавливаются дисковые,гидравлические и скорости тоже особенно не требуются,поэтому устанавливается СС.(синглспид).



5)Стрит-используемые типы байков-это хардтейл,двухподвес.В большей степени хардтейл.Обычно с СС (синглспидом) и 24 колёсами.Для стрита неплохо подходят дёртовые байки.Стрит представляет из себя различные связки из трюков,которые вполняются на улицах города.

Включает в себя как набор трюков из классического МТБ,так и свои уникальные.Основные препятствия-это бетонные лесницы,переходы,и прочий городской рельеф.Стритеры любят устраивать ночные покатушки по городу.




6)MTB downhill-скоростной спуск с горы.Поскольку здесь на байк приходится огромная нагрузка и на пути встречается большое количество препятствий(корни,грязь,дропы,вылеты и прочее),то используется только двухподвес с ходом подвесок 170-200 мм.



Главная цель райдера,преодалеть трассу за наиболее короткое время и доехать живым до конца трассы.Велосипед представляет из себя некого монстра,с гидравлическими дисковыми тормозами,широкими покрышками,усиленной рамой.Всё в даунхильном байке предназначено для рубилова,и это видно.

7)Байкеркросс
-4х-гонки по специально подготовленной трассе с трамплинами и препятствиями.Стартуют 4 райдера(реже 6),два участника,победивших в соревновании переходят на следующий этап,и так продолжается до чьей-то полной победы над всеми.

Велосипед здесь-это хардтейл или подвес,с небольшим ходом подвесок.Вопрос веса также весьма актуален,поэтому выбираются лёгкие байки с широкими покрышками.



Та или иная дисциплина в МТБ практически полностью объясняет особенность конструкции конкретного байка.Поэтому,очень важно определиться с тем,в какой дисциплине собираетесь катать вы,вступая в ряды маунтинбайкеров.Это позволит не делать вам столь распространённых ошибок,которые делают начинающие велосипедисты,как вариант,прыгая дёрт на кантрийном байке,и убивая его за один раз.Но при таком многообразии стилей катания и горных велосипедов выбрать стиль очень сложно,и практически невозможно.

Даже профессиональные райдеры не катают в одном стиле,совмещая несколько стилей сразу.


Поэтому и байк нужно выбирать наиболее универсальный.


Например,дёртовый велосипед хорошо подходит и для стрита,а велосипед для фрирайда позволит кататься и на дёртах,и в стрите,и в самом по себе фрирайде.


Если вас интересуют путешествия в стиле кросскантри,но рекордов вы ставить не собираетесь,то лучше взять вел для эндуро.


Универсальный байк всегда будет гораздо более полезен и удобен,чем заточенный для конкретной дисциплины.


Уделив так много внимания современному горному велосипеду,стоит
вспомнить о том,как появлялся класс мтб.

Классический маунтин байк не предполагал выполнения специальных трюков,а точнее будет сказать-он не ставил главной целью освоение новых трюков.


Основным стилем катания был фрирайд,а точнее будет сказать эндуро,и задача МТБ состояла в том,чтобы байкер мог проехать везде,где ему захочется.Спуститься с любого склона,катать по любой дороге в любую погоду и совершать длительные поездки.


Первый горный велосипед представлял из себя самодельный аппарат,на котором были установлены широкие покрышки и всё было заточено под бездорожье.


Заметив такой велосипед,одна из фирм не осталась равнодушной,и выпустила первую пробную партию горных велосипедов в размере 9 штук.


Несмотря на высокую стоимость,партия разошлась на ура и практически все производители велосипедов заинтересовались маунтинбайком.


Велосипедный мир захлестнула новая волна - благодаря тем парням,которые заезжали на машине в горы и потом, ради забавы, скатывались вниз по жестоким маршрутам,стало возможным новое восприятие велосипеда-теперь это был не просто городской транспорт,предназанченный для ровных дорожек и умеренной,расслабленной езды,а целый букет новых возможностей,которые в последующем переросли в новые экстримальные дисциплины.


Горный велосипед всегда был,есть и останется символом свободы,непокарённости,экстрима и одновременно романтической души.Захватывающие трюки,неограниченные просторы,ощущение полного отрыва и многое другое откроет перед вами горный велосипед.

МТБ-это не просто велосипед.Горный байк является символом определённой культуры и самовыражения человека.

Вполне возможно,что вам суждено стать создателем нового стиля катания,или продвинутым и известным байкером...


Маунтинбайк всё больше и больше набирает обороты и становится одним из самых перспективных и популярных направлений велоспорта во всех странах.Производители,видя эту тенденцию рынка,основные средства вкладывают именно сюда.Вот почему в мире горного велосипеда обкатываются все новинки и постоянно появляются новые разработки.


А появление в продаже весьма неплохих бюджетных моделей позволяет заниматься этим спортом практически каждому,в независимости от его материального положения.И если уж пошла речь о цене,то стоит ещё раз обратить ваше внимание-следует отличать бюджетные модели известных велосипедных изготовителей,от левых подделок под настоящий горный велосипед (Применимо слово ашанобайк)...


На этом обзорная статья о горном велосипеде закончена.В статье были рассмотрены основные на сегодняшний день направления развития горного велосипеда,и перечисленны основные дисциплины МТБ.


Надеюсь,что прочитав эту статью,во всём мире велоспорта,вы выберите для себя горный велосипед...

Просмотров: 6758 | Добавил: Cyclist | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]






Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Block title
Block content
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •      



    Copyright MyCorp © 2025