Персональный электротранспорт - уже реальность!
Данный проект посвящен продвижению легких транспортных средств, использующих в качестве привода (дополнительного или основного) электротягу. Таковым является электровелосипед. Электровелосипед сочетает в себе преимущества обычного велосипеда, а установленный электрический веломотор/моторколесо позволяет преодолевать дальние расстояния без существенных физических усилий и денежных затарат. Ведь 100 км пробега на электровелосипеде стоит менее 1 грн электроэнергии! При этом, как и при поездке на обычном велосипеде Вы не загрязняете окружающую среду, сохраняя баланс экосистемы.
Что такое электровелосипед?
Электровелосипед - это транспортное средство, у которого произведение физических и финансовых затрат на передвижение и обслуживание - есть величина минимальная ©.
Вид транспортного средства
|
Затраты на передвижение
|
Физические, Вт*ч/км
|
Финансовые, грн/км
|
велосипед
|
5-10
|
0
|
электровелосипед/электросамокат
|
0
|
0,003-0,01
|
скутер
|
0
|
0,2-0,4
|
автомобиль
|
0
|
>0,8
|
Электровелосипед: зачем он нужен?
Часто бывают ситуации, в которых есть необходимость в легком, быстром и экономичном способе передвижения. Вот одна из таких: На улице весна, хорошая погода. Надо в течение получаса оказаться в другом месте на расстоянии в 15 км, имея с собой багаж 10-20 кг. Использовать автомобиль? Можно, но ради перевозки своей персоны нужно заводить и прогревать мотор, доливать топливо, сжигать его, стоять в пробке (если не повезет) - все это потери времени и денежных средств. Тогда может общественный транспорт? Можно, но он едет не всегда прямо к месту назначения, а ожидания на остановке и перспектива не вместиться в салон переполненной маршрутки - потери времени. Но может такси? Можно, если это будет экономически оправдано в данной ситуации. Велосипед! Отличная мысль, но если впереди затяжной подъем, 5%-10%, тяжеловато, не успеть за полчаса. Что же делать в таком случае? Ответ на поверхности: усовершенствовать велосипед под необходимые потребности, дополнить электромотором и он без проблем справится с поставленной задачей. И таких ситуаций множество, у каждого своя. Каждому необходимо ездить на работу, на дачу, в магазин, на природу и каждый выбирает для себя подходящую возможность передвижения. Электровелосипед дополняет эти возможности.
Полная послушность электромотора, мгновенный отклик на ручку акселератора, бездымность и отменная динамика электропривода - все это далеко не последние аргументы в пользу электрических транспортных средств!
У Вас есть велосипед, и Вы хотели бы усовершенствовать его, оборудовав электромотором. Но как выбрать подходящий вариант?
Условия эксплуатации?
Выбор аккумуляторов?
Что представляет собой мотор-колесо?
Условия эксплуатации
Сейчас наиболее популярными типами мотор-колес есть: моторколесо с прямым приводом и моторколесо с планетарным редуктором и обгонной муфтой. Рассмотрим характеристики и технические возможности данных моторов:
МК с прямым приводом
|
МК с планетарным редуктором
|
- Надежность (отсутствие трущихся деталей)
- Большой диапазон мощностей от 180 до 1000 Вт
- Возможность возвращать энергию назад в батарею при движении накатом (рекуперация, работа в режиме генератора, экономия тормозных колодок)
- Диапазон скоростей до 58 км/ч
- Возможность реверса (функция заднего хода для трайков)
- Высокий крутящий момент - до 40Нм
- Среднее энергопотребление - 15-18 Вт*ч/км
|
- Экономичность - Среднее энергопотребление 8-12 Вт*ч/км, экономия ресурса батареи
- Отличный накат - (легкость хода как на обычном велосипеде)
- Малый вес мотор-колеса (3 кг)
- Наличие движущихся деталей(редуктор и обгонная муфта)
- Диапазон скоростей - до 30 км/ч
- Высокий крутящий момент до 30 Нм
- Наивысшая дальность хода за счет высокой экономичности мотора
|
Итак, становится ясно, что ключевым словом характеризующим безредукторные моторколеса является Надежность и скорость, а для моторов с планетарным редуктором - экономичность и дальноходность.
Определите для себя среднестатистическую дальность поездок за день и по какой местности будет эксплуатироваться Ваш "железный конь". Если местность преимущественно равнинна и не требуется скорость выше 30 км/ч то мы рекомендуем Вам выбрать "легкий вариант электронабора Light (250/350 Вт)". Это самый экономичный вариант электровелосипеда, так как 1кВт*ч электроэнергии хватит на то, чтобы проехать без помощи педалей около 100 км . Если же планируется преодолевать крутые подъемы с ветерком и большие расстояния с багажом или прицепом, тогда "мощный вариант электронабора Power (500 Вт)" к Вашим услугам. Также безредукторные моторы более надежны в эксплуатации по сравнению с редукторными, так как не имеют трущихся деталей. Для определения необходимой мощности двигателя, в зависимости от условий движения, можно воспользоваться помощью спецкалькулятора.
Выбор аккумуляторов
Необходимо учесть, что легкий электронабор предполагает установку 24-48В батарей, Мощный - 48-60В. Рекомендуется, чтобы емкость батарей была не менее 9 Ah для первого варианта и не менее 12 Ah для второго . Тип батареи необходимо выбирать, исходя из ваших потребностей и располагаемых бюджетных средств. Это и гелевые кислотные, и литий-ионные и LiFePO4. Отличаются они весом, отдачей тока, сроком службы и, конечно же, стоимостью. Наиболее распространены герметичные кислотные DZM батареи по причине неприхотливости к заряду-разряду, умеренных цен и довольно приемлемых тяговых показателей. Но если все же не устраивают массо-габаритные показатели АКБ, тогда следует задуматься о батарее LiFePO4: при той же емкости заряда занимаемое место в d 1.5 раза меньше, чем у АКБ DZM, а вес в 2-3 раза меньше. Такие батареи, в отличие от гелевых, могут отдавать большую мощность сразу без необходимости в последующем отдыхе и заряжаться при этом значительно быстрее. Не зря LiFePO4 используют в авиамоделях самолетов и вертолетов на электротяге. LiFePO4 способны выдержать более 1500 полных циклов "заряд-разряд". Зарядка их длится в разы быстрее АКБ DZM . Это значит, что время зарядки сокращается, а электровелосипед можно сделать еще более легким и дальноходным. Как видно, прогресс не стоит на месте. К примеру, японская TOSHIBA заявила о новой технологии SCIB аккумуляторов, превосходящих по параметрам A123. А компания Pipistel представила в Германии необычный четырехместный самолет, который работает не на традиционном топливе, а за счет электрической силовой установки. По сути, речь идет о большом аккумуляторе, полного заряда которого хватит для полета на расстояние 402 километра. Кстати, аналогичный самолет в бензиновой модификации на полном баке протянет порядка 850 км. А чтобы защитить пассажиров от непредвиденных неприятностей, самолет оборудован парашютной системой экстренного приземления. Так что с такими технологиями в скором времени запас хода в 200-400 км для электровелосипеда будет не в диковинку!
Для удобства выбора Вы можете посмотреть сравнительные параметры электронаборов и батарей разных брендов, представленых на нашем сайте и выбрать вариант с подходящими и наиболее важными для Вас характеристиками. Одни привлекают своей быстроходностью, вторые - динамикой разгона, третьи - оптимальностью комплектации, четвертые - компактностью, пятые - легкостью наката и миниатюрностью электроприводов.
Что представляет собой мотор-колесо
- Мотор-колесо представляет собой бесщеточный мотор-втулку, вентильный cинхронный двигатель устанавливаемый на переднюю или заднюю вилку, заспицованную под необходимый размер колеса. Установив привод на обычный велосипед получаем гибридное транспортное средство: электровелосипед (человек+электромотор), в котором физическая сила велосипедиста может комбинироваться с силой тяги высокомоментного электромотора.
- Электробайк/ электровелосипед - это велосипед с электрическим мотором, мощностью от 180 Вт, помогающий велосипедисту с легкостью преодолевать подъемы и большие расстояния, рационально распределяя нагрузку на ноги и не теряя при этом функций обычного велосипеда.
- Электробайк, как и велосипед, экологически чист, маневренен и практически бесшумен. Зарядившись от обычной розетки 220В, он вновь готов к дальнему пробегу. Средние показатели скорости от 25 до 45 км/ч. Дальность поездки велосипеда на электротяге может варьироватся в зависимости от характеристик мотора, аккумулятора, погодных условий, ландшафта местности и составляет в среднем на ровном участке дороги 40 км при теплой безветренной погоде.
- КПД мотор-колеса, составляющий более 85%, примерно постоянен во всем диапазоне скоростей, крутящий момент максимален при старте, поэтому здесь нет коробки передач и вариатора. Плавный набор скорости обеспечивается ручкой "газа" - своеобразным реостатом на датчике холла, управление и защита от перегрузки - контроллером, движущая сила - тяговыми аккумуляторами.
|