Горный велосипед - является одним из самых быстро развивающимся видов
активного отдыха и одним из самых молодых олимпийских видов спорта.
В отличие от шоссейного велосипеда и обыкновенного
дорожника, которые за последние 50 лет не претерпели значительных
изменений, горный велосипед совершенствовался и развивался год за годом.
Основными особенностями горного велосипеда являются
широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть
меньшего, чем у дорожных велосипедов, диаметра (26 дюймов вместо 700
мм). Рама специальной геометрии с кареткой, приподнятой для езды по
пересеченной местности до 29-33 см и большое (21-27) количество передач с
широким диапазоном передаточного соотношения, пригодным для любого
перепада высот, при котором еще можно ехать. Горные велосипеды могут
эксплуатироваться в экстремальных условиях, при этом требования удобства
и эффективности управления играют не меньшую роль, чем снижение веса.
Отчасти именно поэтому гидравлические тормоза, амортизационные вилки и
прочие новые разработки появились именно в классе MTB. Горные велосипеды
бывают двух основных видов: - хардтейлы и двухподвесы.
![Хардтейл](http://extremal.ru/uplimg/articles/_ardteyl.jpg)
Горный велосипед - Хардтейл Велосипеды,
не имеющие заднего амортизатора. Прямой перевод – «жесткий хвост».
Самое широкое применение: от прогулок по пересеченной местности до
соревнований по дисциплинам кантри-кросс, байк-кросс, слалом, триал,
стрит. Могут быть жесткие (rigid) - это велосипеды, не имеющие переднего
амортизатора или с амортизационной вилкой (front suspension). Для
минимизации веса и улучшения ходовых характеристик в основном
изготавливаются из алюминиевых сплавов.
Горный велосипед - Двухподвес Велосипеды,
имеющие амортизацию, как переднего, так и заднего колеса. Идеально
подходят для катания по пересеченной местности, так как амортизаторы
сглаживают толчки, в результате чего улучшается управляемость
велосипедом и повышается комфорт движения.
Комфорт К этой группе относятся
велосипеды с колесами 26-28 дюймов, тормозами с антиблокировкой,
амортизированным подседельным штырем, имеющих, в общем, полный набор для
комфортной и безопасной езды. Они не предназначены для езды с
интенсивной нагрузкой и в сложных условиях. С группой "горные
велосипеды" их объединяет геометрия рамы.
А теперь поговорим, о том как правильно выбрать
горный велосипед.
Для начала определи, сколько готов потратить на это
чудо техники.
Велосипеды стоимостью от 250
у.е.
На велосипедах такого уровня используется:
хроммолибденовая рама, жесткая вилка, одинарный обод, навесное
оборудование типа Shimano C-101, Shimano Sis и т.д. Срок активной
эксплуатации примерно 1,5-2 года.
Эти велосипеды предназначены, в основном, для катания
по асфальту с редкими выездами на грунтовую местность. С другой
стороны, при бережном отношении к технике, как то: вовремя поднимать
руль велосипеда при переезде через высокий бордюр, технично переключать
скорости без напряжения цепи и т.д. – позволит использовать этот
велосипед не совсем так как написано в инструкции, т.е. с большим КПД и
долгое время.
Велосипеды стоимостью от 400
у.е. д.о 700 у.е
![Двухподвес](http://extremal.ru/uplimg/articles/_vuhpodves.jpg)
На байках такого класса обычно присутствуют:
алюминиевая рама, мягкая (передний амортизатор) вилка с ходом более 60
мм, навесное оборудование класса Shimano Alivio и выше до Deore LX,
двойные обода (на моделях ближе к $700).
Это байки для людей, которые, приобретая велосипед в
первый раз, хотят обзавестись хорошей техникой с долгим сроком службы.
На таком «коне» при достаточной физической подготовке
можно долго путешествовать (без остановок на починку ходовых частей),
проезжая до 80 км в день. Длительность поездки может быть значительной и
оборудование на велосипеде такого уровня выдержит любые погодные
условия и грязь.
Далее нужно определиться со стилем катания.
Если ты собираешься купить свой первый велосипед, то
не стоит покупать дорогую узко специализированную модель. Ты еще не
знаешь, каким стилем увлечешься. И главное, не то что без опыта ты не
раскроешь весь потенциал машины, а то, что он принесет тебе массу
дискомфорта.
Если ты фрирайдер: твоя стихия - скорость, прыжки,
дроп-оффы, ты не любишь ограничений - едешь туда, куда хочешь. Байки для
фрирайда - это наиболее универсальные велосипеды. Фактически они готовы
для использования в любой дисциплине. Само понятие фрирайд - очень
широкое. Поэтому и велосипеды, которые производители позиционируют как
фрирайдные, могу очень сильно отличаться. Бывает и такой фрирайд, что
даунхил по сравнению с ним - это прогулочная езда! Как правило лучше
покупать двухподвесочный велосипед, но если ты тяготеешь к
дерт-джампингу и городскому катанию, то лучше купить хардтейл. Ход
подвески таких велосипедов начинается от 100мм и даже может превышать
200мм. При выборе ростовки ты можешь пустить в ход свою фантазию, но
придерживаться следует одного правила: рама должна быть не очень
большой, т.е. до 19 дюймов даже при росте в 190см. Вычти 1-2 дюйма из
показателей для велосипедов кросс-кантри и ты получишь оптимальный для
тебя размер.
![Комфорт](http://extremal.ru/uplimg/articles/_omfort.jpg)
Если ты предпочитаешь кросс-кантри: ты не ищешь
легких путей, ты любитель пересеченной местности и больших нагрузок. Это
самая распространенная дисциплина - гонки по пересеченной местности.
Кросс-кантри на сегодняшний день обладает статусом олимпийского вида
спорта, пока что ни одна другая дисциплина не получила такого признания.
В кросс-кантри есть как тяжелые подъемы, так и техничные, быстрые
спуски. Основные требования к гонщикам - это сила и выносливость, но и
про технику езды не стоит забывать. Если ты делаешь первые шаги в мире
горного велосипеда, это хорошая отправная точка. Ты получишь необходимые
базовые навыки управления велосипедом и приобретешь хорошую физическую
форму. Абсолютно все профессионалы вело-спорта начинали с кросс-кантри,
даже самые безбашенные даунхилеры и фрирайдеры.
Велосипеды для кросс-кантри рассчитаны на наиболее
эффективное использование твоих усилий это - самые быстрые велосипеды на
бездорожье! Велосипед должен быть максимально легким и жестким. Поэтому
лучше всего подходят алюминиевые рамы, без задней подвески. Ход вилки
не должен превышать 100мм, оптимальным будет ход в 80мм. Размер байка
подбирается следующим образом. При росте 165-168см. оптимальной будет
рама в 16-17 дюймов, рост 169-172см рекомендуем 17-18 дюймов (18-19 для
мужчин), от 173-180 для женщин: 18-19 дюймов, для мужчин: 20-21 дюйма и
наконец от 180 и выше: 21 дюйм и больше. НО! Для каждой фирмы
производящей велосипеды размеры могут быть свои. Следует также помнить,
что когда вы сидите в седле, нога, на которую идет опора, должна быть
почти выпрямлена, то есть слегка согнута. Расстояние между паховой
областью и верхней трубой (рамы) должно быть не меньше 3-5 см.
Если ты даунхиллер: ты любишь головокружительные
спуски. Самое главное для тебя - это скорость и чем сильнее бездорожье,
тем лучше для тебя. Человек не всегда пройдет там, где ты проедешь на
велосипеде. Постоянно вниз - вот твой девиз! Сам байк требует достаточно
внушительных капиталовложений и рама соответственно тоже. Обычно для
даунхилла делают рамы двух-трех размеров всегда с амортизатором как
сзади, так и спереди. Вес не имеет значения. Здесь главное прочность,
нагрузки на велосипед будут невероятные. Очень важна качественная
амортизация, поэтому на таких байках ход подвески начинается со 150мм.
Если ты триалист: для тебя нет преград! Парапеты,
скамейки, бордюры - все это является неотъемлемой частью твоей жизни.
Прыгать то на заднем то на переднем колесе - для тебя привычное дело,
удивлять публику ты умеешь! Триальный байк, должен быть прочным, но при
этом максимально легким. Обычно - это очень маленькая рама, длинный
вынос, хорошие тормоза и, это важно, жесткая вилка!
Если ты дертджампер, или же предпочитаешь
соревноваться в параллельном слаломе, байкер-кроссе, то тебе придется
много "летать": трамплины, трамплины и еще раз трамплины и не важно
какой они высоты - 2 метра или 20 сантиметров. Высота и трудности тебя
не пугают! Именно в дертовом велосипеде главное - рама! Советуем
хардтейл, достаточно жесткий, прочный и тяжелый для устойчивости в
воздухе. Но подойдет и легкий фрирайдный байк с задней подвеской. Рама
должна быть маленькой ростовки, чтобы лучше контролировать велосипед как
на земле так и в воздухе. Но при этом иметь достаточно длинную верхнюю
трубу, иначе она просто будет неудобной, особенно с коротким выносом..
Ещё одно из главных правил выбора горного
велосипеда, это правильное определение ростовки.
Размером рамы считается расстояние от оси каретки/оси
системы до пересечения конца подседельной трубы с подседельным штырем и
измеряется в дюймах.
Размер |
Размер |
Дюймы |
Сантиметры |
Очень маленький |
XS . XSmall |
14" |
35,4 |
Маленький |
S . Small |
16" |
40,6 |
Средний |
M . Medium |
18" |
45,7 |
Выше среднего |
L . Large |
20" |
50,8 |
Большой |
XL -Xtra Large |
22" |
55,8 |
Можно дать следующие рекомендации по выбору размера рамы в
зависимости от роста:
Рама |
Рост см |
14" |
135-155 |
16" |
150-165 |
18" |
165-178 |
20" |
175-185 |
22" |
185-195 |
24" |
190 . 210 и > |
Подробные таблицы:
для хардтейлов (велосипеды с передним амортизатором):
Размер |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Рост, см. |
135-150 |
150-160 |
155-165 |
165-175 |
170-180 |
175-185 |
Размер |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
|
Рост, см. |
180-190 |
185-190 |
185-195 |
190-200 |
195-210 |
|
Full suspension ( c двумя амортизаторами): -15.5,
17.5, 19.5, 21.5
Размер |
15,5 |
17,5 |
19,5 |
21,5 |
Рост |
низкий |
средний |
высокий |
очень высокий |
И ещё.
Также будет полезно купить некоторые вещи: насос, флягу, набор
шестигранников, крылья, пару запасных камер. И ежели вы выбираете
агрессивный стиль катания, то нужно приобрести защиту и шлем.
Берегите голову и отличного вам катания!
|