Я очень хорошо понимаю, что полный новичок, загоревшийся идеей купить
велосипед, имеет только одно неколебимое убеждение — покупка должна
уложиться в такое-то количество денег. И часто, жестоко поставленный
перед фактом дефицита финансов, будущий велосипедист берет «абы что,
лишь бы было похоже на велосипед». Этим нагло пользуются те «фирмы»,
которые хотят по-быстрому сделать бизнес на велосипедной моде. И
подделывают товар. Спутать «Аист» с Cannondale еще никому не удавалось.
Внешний вид не позволяет. Да и производители «Аистов» не собираются
продавать свой товар тем, кто настроился на покупку горного велосипеда.
Но, знаете ли, есть и менее щепетильные бизнесмены. В
результате их деятельности все спортивные магазины завалены хламом,
который здесь и далее я буду называть «горным» велосипедом.
Итак, чем «горный» отличается от нормального горного велосипеда? Во-первых, ценой. Мы можем сколько угодно говорить о том, что 200
баксов за железку с двумя колесами — непомерная цена. И тем не менее
факты таковы, что велосипед, выглядящий как «рама карбон, 27 скоростей»,
но продаваемый за меньшую сумму (обычно — около 120 баксов),
обязательно (обязательно! ОБЯЗАТЕЛЬНО!) будет иметь следующие
недостатки.
Он будет очень тяжелым. Нормальный вес ни на что не претендующего,
весьма посредственного горного велосипеда — килограмм 13–14. А этот
будет весить никак не меньше 15, в «удачных» случаях — и все 20.
Тормозные ручки на нем будут пластмассовые. Нет, неверно, что все
хорошие велосипеды снабжены дюралевыми тормозными ручками. Но те хорошие
байки, у которых ручки из пластика, не навлекут на себя подозрений в
«горности» — достаточно будет посмотреть на цену.
Ни на заднем, ни на переднем переключателе не будет надписи shimano.
Опять же, такой надписи может не быть и на хорошем велосипеде — ну что
ж, лишние пять минут помучаете продавца, только и всего. Да, надписи
shemano/shamano/shimana/shimanno есть только на «горных» велосипедах —
обычная подделка под «фирму».
Хорошие велики тоже иногда ломаются...
Тормоза будут «на веревочках» (т.е. тросики, идущие от самых
тормозов, будут образовывать как бы знак /\). Это так называемые
«кантилеверы» (название не точно, но весьма распространено), стоящие
только на очень старых велосипедах и — правильно, на «горных».
Пластиковые детали в тормозной системе (пусть даже и типа V-brake, т.е.
образующей как бы букву П) стопроцентно должны вас насторожить.
На раме будет «понятная» надпись: cool, join, joy, usa, bike,
mountain bike, superbike и т.п. Не знаю, не встречалась мне ни одна
пристойная велосипедная фирма, которая на байке писала бы: «этот
супер-пупер-мега-рулезный велосипед называется горным и сделан в
америке». Так пишут только те, кто немного не уверен в том, что надпись
made in china привлечет покупателя.
Седло «горного» велосипеда вам понравится. Удобное, широкое, иногда —
мягкое. Между тем нормальное седло нормального горного велосипеда
должно вызывать ужас: узкое, на вид очень непрочное, часто — кошмарно
жесткое, почти никогда не подпружиненное. Тем не менее сидеть на этом
инструменте испанской инквизиции будет не в пример удобнее, чем на
«нормальном» седле «горного» велосипеда.
Гайки. Особенно на переднем колесе. Запомните: переднее колесо
крепится к вилке эксцентриком (такой специальной лапкой). И никак иначе!
Грубо говоря, вы должны уметь снимать переднее колесо и регулировать
высоту седла вообще без гаечных ключей — и, если это не так, то вы
встретились с типичным «горным» велосипедом.
Hа горном велосипеде используются не «пальчики» для крепления
педалей, а квадратные на концах оси и соответствующие педали, которые
зажимаются при помощи болтов.
Обода на настоящем горном велосипеде блестят гораздо меньше, чем на
«горном» — дело в том, что на горные велосипеды не ставят хромированные
обода.
Ни один горный велосипед не поставляется с флягами, а вот «горные»
почти всегда снабжаются чем-нибудь ярко-зеленым или малиновым из этой
серии. Да, держатель для этого чуда тоже обязательно будет
пластмассовым.
Защита от падения цепи в промежуток между первой задней звездой и
спицами (кстати, также ярко зелёного цвета) — тоже деталь «оформления»
исключительно «горного» велосипеда.
Никакого заднего амортизатора, никаких усиливающих рамок, никакой
передней мягкой вилки на недорогом горном быть не может, а вот на
«горном» — пожалуйста. О том, что все эти прибамбасы не работают так,
как должно, а лишь увеличивают вес агрегата, вы наверняка и сами
догадываетесь.
Лучше бы вилка была жесткой..
Ну и что, скажете вы? Вот передо мной два велосипеда: горный и
«горный». Все вышеперечисленные признаки у «горного» налицо, однако
цена меня убеждает больше. Куплю-ка я все-таки «горный».
Стоп. Остановитесь. Подумайте. Единственный положительный
результат, которого вы добьетесь покупкой «горного» — вы узнаете, каким
не должен быть велосипед. Ведь, согласитесь, велосипед, у которого в
течение первых двух месяцев весьма умеренной эксплуатации сломаются
задний и передний переключатели, колесные втулки, крепление шатунов ко
втулке каретки, педали, тормозные колодки, образуются чудовищные
«восьмерки» на колесах, вылетят все подшипники, растянутся все тросики и
сорвутся все гайки (кстати, какие еще гайки на горном велосипеде! что
за бред!) — так вот, этот велосипед заставит вас поработать руками
(постоянно исправляя все новые проблемы) и головой (зарабатывая на
новый, уже более пристойный аппарат).
Я не шучу. Не покупайте «горный» велосипед. Не покупайте его даже
ребенку на дачу — не стоит приучать к плохому. Лучше купите себе
«Турист», а ребенку — простенький bmx за те же деньги.
Не станете же вы покупать 286 компьютер только потому, что
компьютер нужен, денег нет, а 286 выглядит точно так же (ну, почти), как
и последний Pentium. Ага, точно так же — если не включать.
Не покупайте «горный» велосипед!