Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия и конструкторам
приходится изощряться, подбирая для колодок хитрые композиции, которые
не слишком сильно терли бы обод, но хорошо тормозили. Абразивные колодки
сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Стальные
диски обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм.
Устройство
Дисковые
тормоза представленные на рынке относятся к одному из трех типов:
Гидравлика. Устройство гидравлических тормозов
таково: управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на
руле. Силовой цилиндр (могут быть и два) приводит в действие тормозные
колодки. Соединены они специальным высокопрочным рукавом. Вся система
герметична и заполнена жидкостью (маслом). В подавляющем большинстве
эти гидравлические системы (Г.С.) не имеют расширительного бачка,
поэтому ремонт и замена масла требуют навыка и, нередко, специальных
инструментов.
Механика. Конструкция механических
дисковых тормозов такова: как в обычном, (ви-брейк, кантилевер), трос
тянет приводной рычаг, и простой механизм прижимает тормозные колодки к
диску. Механизмы не слишком изощрены и разнообразны. Это или
многозаходный ходовой винт, как в кран буксе домашнего водопровода, клин
или кулачёк. Клин и кулачёк близкие родственники, только один
перемещается, другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают
движение в разных, взаимно перпендикулярных плоскостях.
Гибриды.
Гибридные тормоза сочетают механику и гидравлику. Трос, посредством
рычага, воздействует на гидравлическую часть целиком расположенную в
корпусе тормоза, и состоящую из двух цилиндров (управляющего и
силового), и небольшого объема масла между ними.
Плюсы и
минусы дисковых тормозов
Плюсы и минусы понятия
относительные, плавающие. Дисковые тормоза можно сравнивать с другими
типами тормозов, а можно между собой. Тормоза вообще бывают:
клещевые, кантеливерные, векторные, гидравлические ободные, роллерные.
Все кроме роллерных воздействуют на обод колеса и носят, поэтому гордое
название "ободных". Роллерные закреплены слева на втулке колеса, их
принцип действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто или
мото, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Появились они
не так давно и должны были составить конкуренцию всем остальным, и в
первую очередь дисковым, но слишком большой вес, габариты,
несовместимость с большинством амортизационных вилок и возможность
небольшого обратного вращения колеса при зажатом тормозе ограничили их
применение группами "NEXAVE", "NEXUS" и соответствующими велосипедами.
Плюсы
дисковых тормозов:
- больший коэффициент трения между
абразивом и стальным диском по сравнению с трением колодки об
алюминиевый обод; - независимость от погодных и дорожных условий* (не
забиваются грязью и снегом)*; - "вечные" обода*; - больший срок
службы абразивных колодок и дисков *; - большая мощность торможения; -
нормальная работа тормоза при повреждении обода* - стальные диски в
отличие от алюминиевых ободов не бояться сильного разогрева при
торможении (важно в горных условиях и для "DH"-даунхилла)*; - бОльшая
точность дозирования тормозного усилия; - реализован принцип
"отрегулировал и забыл"
Минусы дисковых тормозов:
-
высокая цена; - вес(у некоторых моделей); - повышенные требования
к торсионой жесткости амортизационной вилки (не всякую вилку
рекомендуют использовать с дисковым тормозом); - сложность
инсталляции (установки), особенно для гидравлических систем; -
ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (для гидравлики)*; -
большая нагрузка на спицевой набор колеса (дабы её снизить диаметр
фланцев на втулках увеличивают); - сложность замены абразивных
колодок.
Какие же тормоза выбрать - обычные или дисковые?
При
выборе велосипеда надо понимать, что дисковый тормоз дороже, чем
V-brake, это означает, что он <съедает> от цены велосипеда засчет
каких-то других компонентов. Иными словами за одну и ту же сумму, тот
велосипед, на котором нет дисковых тормозов имеет лучшее оборудование,
чем тот, который с дисковыми тормозами.
Конечно, дисковые тормоза
- это несомненно движение вперед, здесь уместно автомобильное сравнение
- <автомат> или ручная коробка передач. Дисковые тормоза - более
современные, чем ободные. Да, и внешне, пожалуй, ничто не сделает так
привлекательным велосипед, как дисковые тормоза.
Поэтому мы
считаем, что если позволяет бюджет, надо все-таки выбирать велосипед
<на дисках>.
Разница между тремя системами дисковых
тормозов прямо следует из их конструктивных особенностей.
Гидравлические
системы имеют пока явные преимущества, т. к. усилие передается с
помощью несжимаемой жидкости; имеют минимум трущихся поверхностей;
отсутствуют люфты; легко регулировать и дозировать тормозное усилие;
быстрее отводят колодки от диска при отпускании тормозной рукоятки;
большая мощность тормоза.
Механические дисковые тормоза уступают
своим гидравлическим собратьям из за наличия люфтов; трущихся
поверхностей; упругости передаточных звеньев; повышенного износа. Для
примера трос передающий усилие на задний тормоз имеет большую длину,
трется о рубашку, постепенно вытягивается, слегка пружинит, меняет длину
в зависимости от температуры.
Но механические системы имеют и
неоспоримые преимущества: меньше цена, больше надежность, простота
ремонта и обслуживания, даже в полевых условиях, возможность сопряжения с
любой стандартной тормозной ручкой, при правильной смазке окружающая
температура слабо влияет на работу тормоза, а масло в гидравлике зимой
может застыть
Гибридные, по эксплуатационным характеристикам и
надежности занимают промежуточное положение.
Необходимо отметить,
что дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для "DH",
параллельного слалома, фрирайда - более мощные, тяжелые, с дисками
увеличенного диаметра, иногда "плавающими", нередко с 2х-поршневой
скобой, и кросс-кантрийные - облегченные, компактные.
Рекомендации
по выбору той или иной системы дисковых тормозов
Если Вы не
ограничены в средствах, занимаетесь спортом, экстримом, очень
агрессивным туризмом в выходные дни недалеко от населенных пунктов,
автомагистралей и железных дорог или просто гоняете со "свистом" по
городу то можно рекомендовать гидравлику.
Если средства Ваши
ограничены, важна надежность и простота ремонта с минимумом затрат, если
занимаетесь туризмом, особенно многодневным, живете далеко от сервисных
центров - оптимальный выбор механические или гибридные тормоза.
|