Очень часто среди начинающих велосипедистов разгораются споры о том,
какие тормоза для горного велосипеда лучше: дисковые или V-brake. В
последнее время даже на недорогих моделях горных велосипедов начали
ставить дисковые тормозе, но «настоящие» гидравлические дисковые тормоза все же стоят немалых денег. Тем не менее поклонников V-brake становится все меньше
V-brake
Как работает тормоз V-brake?
У него имеется два рычага, расположенных напротив друг-друга, на каждом
стоит резиновая тормозная колодка. Тормозное усилие передается через
тросик, редко V-brake бывает гидравлический. При нажатии на ручку тормоза
на руле обе колодки одновременно с двух сторон сдавливают обод,
останавливая велосипед. В течении многих лет на горные велосипеды
преимущественно устанавливали именно этот тип тормоза.
Плюсы:
простота конструкции и соответственно простота обслуживания;
низкий вес;
низкая цена.
Минусы:
при низком качестве сборки колеса плохо работает, особенно если имеется
«восьмерка», т.к. зазор между ободом и тормозной колодкой очень мал;
в дождь снижается качество торможения;
тормоз V-brake
начитает работать значительно хуже в экстремальных условиях, требует
подстройки пружин рычагов и быстро выходит из строя как тросик, так и
его рубашка;
грязь опасна и для обода горного велосипеда, так как по падая между ним и
колодками сильно его изнашивает, поэтому скорость износа колодок
напрямую зависит от того где вы катаете. Качественные обода конечно же
прослужат дольше, а может даже и переживут ваш велосипед
при затяжном спуске с горы и продолжительном торможении нагревается обод и возможна деформация покрышки;
если вы хотите установить очень широкие покрышки, тормоз v-brake вам это не даст.
Дисковые тормоза
Теперь рассмотрим дисковые тормоза для горных велосипедов.
Первоначально они использовались только в мотоспорте и когда и стали
устанавливать на горные велосипеды первыми конечно же стали байки для
экстремального скоростного спуска с гор — даунхилла. Дисковые тормоза
бывают механические (как v-brake) и гидравлические. В последних вместо
рубашек устанавливаются специальные магистрали, заполняемые тормозной
жидкостью. Посредством нее от ручки тормоза передаются усилие в колодки
на тормозные накладки, обжимающие тормозной диск без потери усилий на
трение. Дисковый тормоз с механическим приводом лучше тормозит, чем
v-brake, но у него те же проблемы, связанные с трением тросика.
Собственно у него почти все недостатки обоих типов тормозов.
Плюсы:
несомненно это самые эффективные тормоза для горного велосипеда;
они работают в любую погоду и при любой температуре, кроме того на них практически не попадает грязь с колес;
этим тормозам не страшны «восьмерки» и от них не страдает обод колеса;
гидравлика хороша тем, что с ней вы можете забыть о настройке тормозов,
кроме того срок ее службы сильно превосходит тормоза v-brake;
при торможении на продолжительном спуске не нагревается обод;
вы можете ставить покрышку такого размера какого вам вздумается;
а как гидравлика украшает велосипед!
Минусы:
если что-то сломается, то трудно будет найти запчасти, так как у разных
моделей дисковых тормозов разные комплектующие даже в одном модельном
ряду;
если у вас произошла поломка связанная с гидромагистралью в дороге, вам
не удастся ее исправить без специализированных инструментов;
если вы погнете диск, что весьма легко при перевозке со снятыми колесами, его будет проблемно выправить;
масло, попавшее случайно на диск, лишит вас тормозов до тех пор пока вы
не поменяете тормозные накладки, которые совсем не дешево стоят;
нужно быть очень аккуратными с тормозной жидкостью, которая при попадании на поверхность рамы или одежды непременно оставит свой след;
при продолжительном спуске с дисками небольшого диаметра есть вероятность закипания тормозухи, что приведет к отказу тормоза;
если вы решите установить на свой горный велосипед багажник, то вам придется раскошеливаться на специальную модель совместимую с дисками;
под дисковые тормоза нужны усиленные спицы;
они не только выглядят солиднее тормозов v-brake, но весят больше;
цена на них значительно выше;
при разрыве магистрали ремонт вам обойдется в 2/3 стоимости новой гидравлики;
ну и если у вас механический дисковый тормоз, его придется настраивать чуть ли не чаще чем v-brake.
Подводя итоги, заметим, что при равной цене, на горном велосипеде с
дисковыми тормозами комплектация будет заметно беднее, чем на велосипеде
с тормозами типа v-brake. Подумайте, где вы собираетесь использовать
свой велосипед и какой вид тормозов лучше подойдет. Для обычной езды по
городу вам не нужна гидравлика. Но если вы собираетесь гонять по
бездорожью, да еще и круглый год, то дисковые тормоза сэкономят вам
много нервов и принесут множество положительных эмоций. Если вы не
стеснены в средствах, то тут даже и думать не о чем, дисковые тормоза
для вас. Нужно чтоб еще и легкие были? Есть вариант — v-brake ShimanoXTR и керамические обода! Это круто, очень дорого и чертовски
эффективно. А если денег нет, а хочется порисоваться — поставьте на свой
горные велосипед механические дисковые тормоза, для других целей их
ставить не рекомендуется.
|